24.09.2012

Готический стиль архитектуры

Во 2-й половине XII века во Франции появился новый архитектурный стиль — готика, распространившийся во всей Западной Европе и продержавшийся в некоторых странах вплоть до XVI века.

Термин «готический» появился в XVI веке в Италии в эпоху Возрождения как негативный, характеризующий эту архитектуру как «варварскую» (от племени готов), в противовес разумной и ясной античной классике.

Для готической архитектуры наиболее значительными постройками были огромные городские соборы — базилики в виде латинского креста с очень высоким центральным нефом, нешироко раскинутыми рукавами креста, венцом капелл, с кольцевым обходом вокруг хора. Характерными элементами готики являются: стрельчатая арка, нервюрный свод, пучки тонких колонн, предельно облегченная за счет распределения нагрузки на каркас здания стена, перенесение тяжести с помощью «летящих арок», аркбутанов, на внешние опоры — контрфорсы; огромные окна, застекленные цветными витражами. На западном фасаде и над средокрестием возводились башни.
Собор в Бургосе
Готический собор в Бургосе, Испания, XIII в.

Перспективные порталы венчались треугольными вимпергами. На всех трех фасадах среди скульптурного и резного декора помещались круглые витражные окна — розы.

Основное впечатление от готического собора — устремленность вверх, легкость, ажурность, обилие света (преображенного цветными витражами), резной каменной декорации и скульптуры.
Готика — это первый опыт каркасной архитектуры. Нервюры — ребра сводов, пучки колонн, аркбутаны и контрфорсы — основные составляющие несущего каркаса.

Готический собор представлял собой синтез всех видов искусств, стилистически объединяя архитектуру, скульптуру, живопись и различные изделия декоративно-прикладного искусства (раки, реликварии, ларцы, пюпитры и т.п.).

В готическом стиле появилась стрельчатая арка, образованная как бы из двух дуг, пересекающихся под углом. Нервюры и арки опираются в готическом соборе не на массивные столбы, а на пучки тонких колонок, окружающих невидимую глазу сердцевину.

Шедевром готики считается собор Нотр-Дам в Реймсе. Строительство этого собора началось
в 1211 г., спустя год после того, как в результате пожара рухнул старый собор, и продолжалось строительство до 1481 г.(реймсский собор строили несколько поколений зодчих).
Собор Нотр Дам в Реймсе Западный фасад
Собор Нотр Дам в Реймсе Западный фасад

Его строителям удалось создать величественный памятник, объединенный общим замыслом и рождающий единый архитектурный образ, вдохновенную «симфонию в камне».

«Лицо» собора — вход в храм. Пять глубоких перспективных порталов, сильно вынесенных вперед, захватывают в водоворот пульсирующего движения наверх внешнее пространство перед собором. Вертикальная устремленность порталов подчеркивается стрельчатыми очертаниями многократно повторенных арок и острыми углами охватывающих их треугольников вимпергов.

В результате создается впечатление, что на фасаде нет вовсе стены. Она вся прорезана колонами, нишами, окнами, вимпергами, башенками-пинаклями, галереями, создающими необыкновенно богатую игру света и тени.

Фигуры людей, животных, растений, всевозможных органических форм, населяющие совершенно недоступные для человеческого глаза места, лишают каменные стены веса, наполняют собор особой жизнью, дыханием, звуками.

Внутреннее пространство Реймсского собора отличает та же ясность структуры и стройность пропорций как целого, так и отдельных деталей. Все внутри подчинено общему движению вперед к алтарю и устремленности вверх — к небу. Пучки тонких колонн «убегают» вверх, соединяясь со стрельчатыми арками и нервюрами сводов. Над арками боковых нефов тянется трифорий — фальшивая галерея, открывающаяся в центральное пространство короткими перебежками небольших аркад, дробящих своим ритмом мощные аккорды нижних аркад и готовящих восприятие огромных витражных стрельчатых окон и высоких нервюрных сводов перекрытия центрального нефа. Огромный хор с венцом капелл прекрасно воспринимается от самого входа, неодолимо маня и притягивая к себе взоры и души молящихся.


Возврат к списку